В помощь тем, кто работает с инвалидами по зрению

Тема:  Опыт работы и особенности контроля знаний по русскому языку и литературе с незрячими и слабовидящими детьми в коррекционной школе III-IV видов

Работа выполнена Шишовой Ю.В.

Тверь 2013 год.

Целью этой работы является рассмотрение особенностей работы с незрячими и слабовидящими детьми и применение различных методов и форм контроля знаний в специальной школе для слепых и слабовидящих детей, которые по медицинским показаниям вынуждены при обучении пользоваться азбукой Брайля.

1.Особенности обучения  слепых и слабовидящих детей в школе.

Выявление своеобразия протекания процесса обучения в условиях зрительной депривации предполагает прежде всего выявления сложной психофизиологической природы чтения. В соответственной литературе чтение рассматривается, как процесс, в основе которого лежат сложные механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем. Причем важным является факт, что чтение определяется как разновидность письменной речи и рассматривается как более позднее и более сложное образование, которое возникает на основе сформировавшихся  в процессе развития устной речи связей второй сигнальной системы.

Когда речь идет о процессе чтения, проходящего в условиях слепоты, благодаря действию механизма компенсации, прежде всего происходит замена зрительного типа восприятия на осязательный. Возможность замены зрительного восприятия осязательным приводит к изменениям в  зрительно - слухомоторной триаде, обеспечивающей процесс восприятия письменной информации: зрительный компонент меняется на тактильный. Происходит установление новых связей между словом слышимым, произносимым словом и тактильно-воспринимаемым. Трудности обусловливаются последовательным во времени характером  осязательного восприятия в отличие от одномоментного характера зрительного восприятия. По этим причинам у слепых школьников замедляется процесс чтения, намного быстрее наступает усталость не только умственная, но и чисто физическая. Кроме того, для незрячих детей характерна незаконченная интонация, что мешает правильной модуляции голоса.

                Эти трудности можно систематизировать и  выделить среди них следующие:   

- фонематические, обусловленные недоразвитием фонематических представлений о звуковой структуре слова;

- тактильные, обусловленные недостатками осязательного восприятия целых слов, написанных рельефно-точечным шрифтом;

- семантические, связанные с недоразвитием грамматических обобщений, со слабостью синтетических процессов внутри предложения, что неизбежно приводит к нарушениям понимания читаемого;

- аграмматические, обусловленные недоразвитием грамматического строя, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.

Таким образом, глубокие нарушения зрения, обусловливающие замену зрительного типа восприятия на осязательный и приводящие, в свою очередь, к возникновению своеобразия протекания процессов обучения, настоятельно требуют использования методической системы, учитывающей не только современные подходы, но и особенности познавательной и учебной деятельности слепых школьников. 

 

2. Контроль знаний.

           При обучении учащихся большое значение имеет не только непосредственно преподавание, но и обратная связь, иначе говоря, контроль знаний, полученных на уроке, или при выполнении домашних заданий. Если этот контроль проводится правильно, он своевременно выявляет, то  есть диагностирует,  слабые места у каждого учащегося по той или иной теме и даёт возможность ликвидировать эти пробелы, т.е. значительно повышает эффективность обучения. Поэтому данному вопросу я придаю большое значение в своей педагогической деятельности.

Диагностикой называют процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов и приёмов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Она делает возможным компетентное вмешательство в процесс с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции. Различные методы контроля выполняют эту диагностику.  Диагностика процесса обучения обеспечивается практически всей системой методов. Но существуют методы, главная цель которых именно в диагностике. Извлечение обратной информации даёт учителю сведения о состоянии знаний, умений, навыков учащихся, их развития, позволяет корректировать их учение и эффективно закреплять изученный материал.

 

Методы и приемы проверки результатов учебной деятельности различны, но все они опираются на следующие требования:

- целенаправленность

- систематичность

- объективность

- оперативность и своевременность.

Методы контроля делятся на две группы:

- методы контроля за усвоением знаний

-методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Существует два вида контроля: текущий и итоговый. Оба контроля имеют устную и письменную форму проведения.

Текущий контроль: устная форма. Виды опроса

Текущий контроль проходит в форме опроса, который бывает следующих видов:

- индивидуальный

- коллективный

- фронтальный

- уплотненный или выборочный.

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный опрос – это проверка усвоения формулировок, умение раскрыть сущность вопроса, умение привести языковые факты и примеры в подтверждение выдвинутого положения.

Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно - информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обучаемости и развития школьников, закрепления их знаний. На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса  обучения, организует систематический контроль за всей учебной  деятельностью, обучает приёмам и логике устного и письменного изложения знаний. Опросно-ответный  метод  применяется на  всех этапах обучения. Устный опрос имеет большое значение особенно при работе с незрячими детьми, так как снижает большую физическую нагрузку на учащегося во время урока, включающего и письменные задания. Я считаю, что устный опрос должен применяться неоднократно во время урока, но небольшими дозированными блоками.

Опрос интенсивно совершенствует  такие  психические процессы, как  память, воссоздающее  и  продуктивное  воображение, мышление, речь. Опросно-ответный метод получения обратной информации используется на всех  этапах обучения.

Самой простой формой этого метода, на мой взгляд, является ответ учащегося на вопросы к изучаемому материалу.  С помощью этого метода очень легко можно выяснить, понял ли учащийся суть прочитанного, а так же уровень читательского восприятия. Для учащихся, пользующихся шрифтом Брайля, это особенно актуально. Устный опрос можно проводить

- по плану, который предлагает учитель

- по плану, который составлен учеником дома

- по опорным примерам.

Коллективный опрос представляет собой различные виды письменных проверочных работ, например, грамматической контрольной работы для всего класса по вариантам. Так в 7 классе при проверке темы “Причастие и деепричастие как особые формы глагола” предлагается выполнить следующее задание:

От данных глаголов образовать все формы глагола, включая причастие и деепричастие.

Вариант 1                                     Вариант 2

 

Решить                                          Решать

Встречать                                     Встретиться

В 8 классе при закреплении темы “ Члены предложения и способы их выражения” - разобрать предложение:

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной по членам предложения (в1) и по частям речи (в2).

Фронтальный опрос требует соблюдения следующих правил:

1. Четко и правильно формулировать вопросы и задания

- не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов

- не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.

- избегать подсказывающих вопросов

- соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.

2. Запланировать и поставить перед учащимися не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие в классе проблемную ситуацию. Так вместо традиционного задания “ Расскажи о правописании Ъ и Ь” полезно поставить учащихся в условие поисковой деятельности и сформулировать вопрос следующим образом: В чем сходство и в чем различие в употреблении Ъ и Ь?

3. При оценке ответов учитывать не только правильность ответа, но и его речевое оформление. Воспитывать стремление к точному выражению мысли. Фронтальный опрос проводится по схеме: частый дробный вопрос классу – краткий односложный ответ ученика. Например, по теме “Основные признаки имени прилагательного как части речи” (5 класс) фронтальный опрос можно провести по следующим вопросам:

1. Какая часть речи называется «именем прилагательным»?

2. Какие разряды прилагательных вам известны?

3. Какие прилагательные называются притяжательными?

4. Какие прилагательные называются относительными?

5. Какие прилагательные называются качественными?

6. Какие грамматические признаки отличают качественные прилагательные?

7. Как образуется форма простой сравнительной степени?

8. Как образуется форма составной сравнительной степени?

9. Как образуется форма превосходной степени?

10. От каких прилагательных и как образуется краткая форма?

11. Как изменяются имена прилагательные?

12. Какова их роль в предложении?

Текущий контроль: письменная форма.

Этот метод позволяет демонстрировать состояние обученности учащихся на основе самостоятельного индивидуального, группового или коллективного выполнения устных, письменных заданий. Успех проверочной работы тесно связан с обязательным применением в ней суммы полученных новых знаний умений и навыков, глубина и прочность которых проверяются учителем.

Полученная обратная информация используется педагогом в целях коррекции обучающе-познавательной  деятельности, как собственной, так и учащихся.

В контрольно – проверочных целях используют задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологий. Широко используются диктанты, изложения, сочинения. Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в богатстве обратной диагностической информации, дающей учителю основание для улучшения методов работы и коррекции знаний. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной, ответственной, в известном смысле, экстремальной учебной ситуации. Воспитательное значение метода выражается в формировании чувства ответственности, умении сосредоточить свои силы и внимание в нужный момент на главном.

Ученики школ слепых должны иметь те же знания и навыки, что и ученики обычных  школ.  Поэтому слепым предлагается выполнение тех же по содержанию письменных работ.  Письменные работы выполняются слепыми на письменных приборах.

Готовя учеников к выполнению письменных работ, полезно учить писать вопросы и планы того, что прочитал или прослушал учащийся. Записи должны производиться по установленной форме.  Так, например, после чтения и пояснения небольшой статьи ученикам может быть предложено записать план. Учитель собирает и проверяет планы, затем они возвращаются учащимся. При этом дается образец,  который предлагается списать. Выполнение таких работ способствует лучшему запоминанию и пониманию материала.  Слепые учащиеся должны уметь в краткой форме записать всё, что ими прочитано. При этом в их записи должно присутствовать всё существенное. Перед письменным пересказом учитель может предложить сделать это устно.

Письменные рассказы в работе со слепыми требуют больше времени, чем со зрячими.

Первоначально практикуется составление письменных рассказов по предложенным вопросам или по плану. В дальнейшем необходимо учить учащихся самостоятельно составлять план.

Хорошо подготавливают к написанию первых сочинений следующие упражнения. Они развивают речь учащихся, учат образному описанию природы, различных её явлений.

Задание: Продолжите предложения, вставив в конце какие-нибудь оригинальные сравнения:

  1. Поверхность озера сверкала под ослепительными лучами солнца, как…
  2. Белая лодка  неслась по морской глади, как…

3)      Выпавший снег покрыл лес и поле, как…

 

Индивидуальный письменный контроль осуществляется при использовании заданий на карточках. Задания письменно выполняют отдельные ученики, пока весь класс работает над проверкой домашнего задания или когда проводится индивидуальный устный опрос.

Пример карточки. 8 класс. Тема: ”Словосочетание”. Повторение – “ Состав слова”.

Серые дрозды с…дели в поломан…ых клетках, сдурев от зноя и кухон…ого чада, идущего из – за до…атой перегородки, за которой хозяин гостин…ой готовил нам завтрак.

Задания:

  1. Выписать из предложения два именных и два глагольных словосочетания и разобрать их.
  2. Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить их орфограммы.
  3. Выписать слово, которое соответствует схеме: приставка + корень+ суффикс+окончание.

 

Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится в конце темы, раздела, учебного года, осуществляется в устной и письменной форме и носит фронтальный характер.

Все более широкое распространение принимает тестирование, как форма не только текущего, но и итогового контроля.

Со слепыми и слабовидящими учащимися можно пользоваться такой формой опроса, как цифровой диктант.

Такая работа требует умения читать, понимать и проявить определенные знания, но не требует больших временных и физических затрат. При выполнении таких заданий у незрячих учащихся, работающих по Брайлю, минимально устают мышцы спины, шеи, кисти, но объем проверяемого материала достаточно велик. Во время выполнения цифрового диктанта учащимся выдается две карточки. На одной из них пронумерованный перечень вопросов, а на второй пустой карточке учащийся пишет номер вопроса и единицу, если он согласен с утверждением и ноль, если не согласен.

Пример цифрового диктанта:

Прочитайте следующие утверждения и если вы с ними согласны, поставьте у номера соответствующего предложения 1, если не согласны – 0.

  1. Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные, восклицательные и побудительные.
  2. Какая сегодня прекрасная погода! – это повествовательное предложение.
  3. Как тебя зовут? – это вопросительное предложение.

4)      Сходи пожалуйста в магазин. – это повествовательное предложение.

5)       В пятом классе учатся двенадцать учащихся. – это повествовательное предложение.

 

 

Контроль знаний по литературе.

Различают шесть видов литературного контроля:

  1. Начитанность и литературный интерес.
  2. Уровень читательского восприятия.
  3. Актуализация социально-нравственной проблематики.
  4. Навыки анализа произведения.
  5. Умение применять знания по теории литературы.
  6. Уровень развития речи и литературно-творческих способностей.

Проиллюстрируем данные виды контроля на конкретных вопросах.

Для того, чтобы выяснить начитанность учащихся, можно задать следующие вопросы:

  1. В каких сказках встречается тема «Мертвой царевны»?
  2. В каких сказках главными героями являются животные?
  3. Запиши произведение и автора на одной строке.

И.С.Тургенев               «Белый пудель»

А.Погорельский          «Городок в табакерке»

Одоевский                   «Му-му»

Г.Х.Андерсен              «Черная курица»

Куприн                        «Соловей»

Уровень читательского восприятия может быть проконтролирован по следующим вопросам:

  1. Что хотел сказать И.А.Крылов своей басней «Лебедь, Рак и Щука»?
  2. Почему Алеша в сказке «Черная курица» попросил у короля Подземного царства волшебное зернышко?
  3. Почему собака в произведении Куприна «Белый пудель» имела такое большое значение для своих хозяев?

Умение видеть и понимать социально-нравственные проблемы можно проверить с помощью следующих вопросов:

  1. Почему барыня в произведении «Му-му» И.С.Тургенева могла распоряжаться судьбой Герасима?
  2. В чем нравственный смысл сопоставления Гринева и Швабрина?
  3. В чем нравственный смысл басни Крылова «Свинья под дубом»?

Умение анализировать прочитанное можно  проверить с помощью следующих заданий и вопросов:

  1. В каких баснях И.А.Крылов высмеивает перечисленные черты людей? Соедини правильно два столбца.

Несогласованность                      «Свинья под дубом»

Лесть                                             «Стрекоза и Муравей»

Неблагодарность                         «Ворона и Лисица»

Беззаботность                              «Лебедь, Рак и Щука»

Умение применять знания по теории литературы для анализа произведений можно увидеть при получении ответов на следующие вопросы:

  1. С помощью каких приёмов создаётся комическая ситуация в рассказе А.П.Чехова «Пересолил»?
  2. Какова роль метафоры в стихах Есенина о природе?
  3. Укажи правильный жанр следующих произведений:

«Конек-горбунок»                  басня

«Стрекоза и Муравей»           поэма

«Кот ворюга»                         лирическое стихотворение

«Бородино»                            сказка  

«Зима недаром злится»         рассказ

Судить об уровне развития речи и литературно-творческих способностей можно после следующих заданий:

  1. Написать отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе.
  2. Рассказать в чем актуальность басен И.А.Крылова.

 

Работа над орфографическими ошибками с незрячими учащимися.

Одним из наиболее эффективных средств повышения грамотности учащихся является работа над орфографическими ошибками. Эта работа обычно делится на 2 этапа: проверка тетрадей учителем; разбор ошибок  под руководством учителя и исправление ошибок. Учитель должен проверять тетради систематически, отмечая ошибки, как в классных работах, так и в домашних. Проверенные тетради лучше возвращать на следующий день, так как это вызывает наибольший интерес к оценке их грамотности и повышает ответственность за выполнение работы. Это в достаточной степени затруднено при брайлевском письме. В массовой школе работа над ошибками ведется различными способами. Учитель или подчеркивает ошибку, или даёт правильное написание, или делает заметки на полях. Эти способы совсем не подходят для школ слепых. Существуют различные способы подчеркивания ошибок в тетрадях незрячих учащихся. Например, в Новосибирской школе отмечают  ошибки проводя грифелем черту на полях тетради с левой стороны. Орфографические ошибки отмечают горизонтальной сплошной линией, пунктуационные-горизонтальной пунктирной линией. Если на строке допущены не одна, а 2 ошибки, то соответственно и линии должны быть двойными. Сочетание горизонтальной и вертикальной показывает раздельное написание. Если надо показать слитное написание мы проводим длинную горизонтальную черту от буквы к букве.

 Для учащихся с остаточным зрением ошибки отмечают красным карандашом на полях. Это облегчает им задачу находить ошибки. Но рельефное подчеркивание имеет свои недостатки. Какая именно ошибка допущена в строке приходиться решать самому ученику. Поэтому в конце работы учитель может выписать эти слова отдельно. Со слабыми учениками учитель должен работать индивидуально. Необходимо следить, чтобы учащиеся исправляли все допущенные ими ошибки.          

Без ведения письменного и индивидуального учета ошибок, сделанных в течение всего учебного года, невозможна серьезная систематическая работа над ошибками. Поэтому для каждого ученика я завожу отдельный конверт. В нем на отдельных листках я собираю слова, в которых данный ученик сделал ошибки. При опросе устном или письменном каждого конкретного ученика учитель имеет возможность спросить еще раз написание того или другого слова.

Конверт имеет 2 отделения: «отработанные» и «неотработанные» ошибки.

Когда одно и то же слово, в котором прежде была сделана ошибка, ученик пишет несколько  раз верно, я перекладываю листочек из одного отделения в другое.

 

Выполнение домашних заданий.

Выполнение домашнего задания имеет несколько задач:

  1. Закрепление пройденного в классе.
  2. Контроль знаний, полученных в классе по данной теме.
  3. Учеба работать самостоятельно над материалом.

Домашние задания, конечно, должны соответствовать программе, но сильным ученикам важно давать и индивидуальные задания.

Например, при прохождении темы “Многозначные и однозначные слова” основной массе учащихся на дом будет задано упражнение из учебника, а сильным учащимся будет предложено вспомнить пять многозначных слов. Составить и записать предложения с каждым из значений этих слов.

Ученикам дают такие задания, которые могут быть выполнены в отведенное для того время.

Домашние задания должны быть разнообразны по форме – не только работа с печатными материалами, но и письмо.

В то же время при выполнении заданий учащиеся не должны ограничиваться чтением и письмом. Они могут проводить какие-то опыты, наблюдения, что-то сочинять.

Например, можно предложить детям написать сценарий праздника, посвященного Дню Урожая.

Дозировка заданий для самостоятельного чтения по Брайлю  должна строиться на основе состояния навыка чтения. Важно следить за тем, чтобы плохо видящие дети правильно пользовались остаточным зрением.  Во время чтения и письма по Брайлю ни в коем случае нельзя  пользоваться зрением, а использовать  его для наблюдения, опытов и т.д.

 Закрепление знаний, умений, навыков в учебном процессе представляет собой такой этап воспроизведения изучаемого материала, в результате осуществления которого, он становится прочным органичным достоянием сознания, мышления, памяти, нервной системы учащихся.

                Упражнения по существу есть единственный способ систематической и эффективной отработки умения или навыка.  

Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребёнком приобретённых знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Упражнения являются обязательными при изучении русского языка. Именно упражнения, в высшей степени, всесторонне  позволяют диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения. В учебниках, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, также представлен достаточно широкий выбор видов упражнений и заданий.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что контроль знаний нужен на всех этапах обучения, как в обычной, так и в коррекционной школе. Но при работе с незрячими и слабо видящими учащимися он имеет свои особенности, которые педагог должен учитывать.  Причем, разнообразие форм и методов контроля позволяет сделать обучение более интересным, живым и, главное, осознанным.