Поэт и педагог (библиотечный указатель)

Поэт и педагог (библиотечный указатель)

Что читать:

Белая теплынь: стихи и поэма.- Калинин: Моск. рабочий. Калинин, отд-ние, 1985.- 103 с.

Содерж.: Голоса леса: с. 75-88.

 

Заяц; Гостинец; Кленовый лист; Цвета и формы; В картинной галерее // Школьный вестник. – 1998. - №9. – С.35-39. – То же. – С.58-64. – РТШ.

 

Речка у крылечка: стихи для детей.- Тверь: Обл. кн.-журн. изд.-во, 1994. –

32 с.

 

Сережкины стихи // Домовой. – Тверь,1996. – № 10. – С. 10.

 

Черный дрозд: авториз. пер. с англ. [стихов Ф. Натчер].- М.: ИПТК "Логос" ВОС, 1993.- 72 с.

 

                                                       

Редактор        В.Н. Кудесова

Составитель        С.А. Иванова

Комп.верстка        Н.Л  Полякова

Корректор        В.Н. Кудесова

 

Подписано

к печати        20.02.2005 г.

Тираж – 5 экз.

 

 

Тверская областная специальная

библиотека для слепых

имени М.И. Суворова

 

Редакционно-издательский отдел

 

Адрес: 170002 г. Тверь, Спортивный пер.,

д. 2, корп. 4

 

Телефон: (0822)  34-64-91

Тел./факс (0822)  43-43-33

E-mail: tbs@ tversu.ru

Internet: http://www. tosbs.library.tver.ru

 

Библиотека принимает заявки на малотиражную печать.

 

Поэт и педагог:

 

(К 75-летию со дня

рождения

Михаила Ивановича Суворова)

 

Рекомендательный библиографический указатель для детей младшего

и среднего школьного возраста

 

Родился И.Суворов  24 февраля 1930 года в Московской области. Детство его пришлось на тяжелые военные годы. Миша вместе с матерью  пережил  горечь вражеской оккупации, подростком он работал слесарем-инструментальщиком на картонной фабрике, а в 13 лет от взрыва фашистского минного запала потерял зрение:

 

Но взрыва незрячая сила

Своей необузданной властью.

В глазах моих мир погасила.

 

После окончания войны Михаил Суворов был направлен в Куйбышевскую школу для слепых и слабовидящих детей. По сравнению с одноклассниками он был изрядным переростком. Его определили в четвертый класс, ведь он не знал азбуки Брайля – не умел читать пальцами. За полгода он догнал свой шестой класс. Ребята уважали Мишу Суворова и за работоспособность, и за умение писать стихи. Первое стихотворение было опубликовано в “Пионерской правде” в 1946 году.

Осенью 1953 года М.И.Суворов приехал в город Калинин, ныне Тверь и поступил  на историко-филологический  факультет педагогического института. Талант и упорный труд сделали М.И.Суворова одним из интереснейших поэтов Верхневолжья. 1961 год стал очень важным в жизни М.И.Суворова: по рекомендациям наших знаменитых земляков – Б.Полевого и А.Дементьева – он был принят в члены Союза писателей СССР. Наравне с поэзией педагогика была  его страстью и призванием.

40 лет, до самой смерти – он бессменный директор Тверской очно-заочной школы для слепых и слабовидящих детей. Он был не только первоклассным словесником и историком,  но и обладал педагогическим талантом.  Как учитель, он находил и развивал лучшие качества человека, за это  ученики любили справедливого, доброго и заботливого наставника. Его педагогический труд отмечен государством –  в 1997 году Михаилу Ивановичу Суворову было присвоено звание “Заслуженного учителя Российской Федерации”.

Когда мы говорим о богатстве и многогранности поэзии Михаила Ивановича Суворова, нельзя не отметить такой стороны его дарования,  как умение общаться с детьми. Михаил Иванович считал, что дети – самые благодарные слушатели стихов, и чем они младше, тем внимательнее слушают.

“Я писал для читателей любого возраста”, - говорил поэт о цикле стихов  “Голоса леса”, но перед детьми часто выступаю с этими стихами. И ребята их приняли, считают своими. А вообще, «Голоса леса» - это воспоминания моего детства, стихи-монологи от имени живых существ…”. Например, добродушно-хитроватое стихотворение этого цикла «Сморчок» (его называли «выходной арией» Михаила Ивановича).

 

Я сморчок – старичок

Старичок я с виду.

Я веселый старичок,

Не боюсь обиды.

Чуть оттает земля,

Речка заструится –

На лесной поляне я

Улыбаюсь птицам.

А морщины у меня –

Это от мороза,

По ночам по старым пням

Он гуляет грозно.

Жду, дрожу, пока заря

Не согреет росы.

Понимаете, друзья!

Первым быть не просто!

 

Отличительная черта поэзии Михаила Суворова –  жизнерадостность. Может быть, именно это светлое мироощущение и заставило его написать прекрасные стихи для детей. Сборник “Речка у крылечка”, в котором поэт трогательно рассказывает юному читателю о “речке-синеглазке” и ее обитателях, соответствует самому высокому и придирчивому вкусу.

 

О тебе могу писать

День и ночь, родная речка.

Долго буду вспоминать

Над водой звезду, как свечку.

То ли сон забытых дней,

То ли новое виденье

В глубине мелькнут твоей,

Как мое стихотворенье.

 

Замечательные стихи английской слепоглухой поэтессы Фреды Натчер М.И. Суворов перевел на русский язык и издал сборник “Черный дрозд”. Книга эта интересна тем, что она является первым опытом Суворова-переводчика. Стихотворения из этой книги мало похожи на другие произведения М.И.Суворова – в них сохранено своеобразие традиционной английской поэзии.

 

Черный дрозд поет в снегу

На высоком берегу.

Звук летучий, как струна,

Значит, близится весна.

День весенний свеж и молод!

Нам легко шагать за город,

Где пунцовые тюльпаны

Чуть овеяны туманом,

Где букеты белых лилий

Кулачки свои раскрыли.

 

Детская поэзия М.И.Суворова помогает сохранить ребенку веселый взгляд на жизнь, радоваться окружающему миру и доброму отношению людей, воспринимать все светло и благодарно.