А. Шарапов "Мне было даровано счастье"

Анатолий Шарапов (составитель)

 

Мне было даровано счастье

 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

24 февраля 1930 года в глухой подмосковной деревушке Тишино Рузского района, в семье лесного объездчика Суворова Ивана Михайловича родился первенец. И назван он был Михаилом - в честь деда, так уж водилось у нас на Руси. И как знать, может, и правда, лесная фея заглянула в окошко и одарила малыша особым восприятием окружающего мира: людей, природы, земли русской, а февраль, улетая, оставил ему свою напевность, свою «Белую теплынь». Как бы там ни было, рос Миша Суворов не совсем обычным деревенским мальчишкой. В нем рано проявились острая любознательность, наблюдательность и пытливость ума и, конечно, память. Он жадно впитывал и запоминал все окружающее, мог буквально сливаться с природой, становиться ее частицей. В нем как будто бы жило предчувствие, что вся эта красота, вся гамма света и тени, все многообразие цвета будут у него отняты, и набирался, напитывался про запас, чтобы хватило надолго, на всю жизнь.

В семь лет Миша, как и все дети, пошел в школу. Но успел закончить только четыре класса, когда на нашу Родину обрушилась война - она оборвала и учебу, и недолгое счастливое детство.

Ему было всего одиннадцать лет, когда отец, уходя на фронт, сказал: «Ты старший, остаешься за меня, береги мать и братишек, а я скоро вернусь, разобьем фашистов и вернусь». Но отец ушел и не вернулся. Война вскоре докатилась до родного дома. Подмосковье превратилось в великое поле боя. Дом часто содрогался от близких разрывов - свистели пули, осколки, противно завывали мины. Вместе с войной пришел голод. В это военное лихолетье мальчишка свято выполнял наказ отца: добывал пропитание для семьи, часто с риском для жизни. Но зато какой радостью загорались глазенки младших братишек, когда он приносил мороженой картошки, накопанной на заминированном поле, или краюху хлеба и котелок каши, выпрошенных у солдат полевой кухни, или кусок конины от убитой лошади, или рыбу, выловленную после взрыва в милой сердцу речке Рузе. Вскоре враг был отброшен от стен Москвы. Война отступила на запад, оставив после себя неразорвавшиеся бомбы, снаряды, мины и полно всякого другого смертоносного хлама, И голод, и разруху, и горе матерей и вдов. Всю надежду они обратили на своих подраставших детей. И ребята старались: приноровились прифронтовые мальчишки глушить рыбу, используя для этого тол и капсюли от мин и снарядов.

Сколько их погибло или получило увечье от этих подлых подарков войны... Не миновала эта беда и Мишу Суворова. В августе 1943-го в руках у тринадцатилетнего подростка взорвался минный запал - и будущий поэт погрузился в темноту, вечную, непроглядную.

Боль обрушилась на Мишу сразу, как только он осознал, что с ним произошло, и не отпускала уже никогда, до конца, до последних дней жизни. Это потом он научится преодолевать боль утраты, прятать ее от людей и даже от самого себя. А поначалу взрыв отнял, казалось, не только зрение, но и волю к жизни, веру в необходимость присутствия на земле. Но это ощущение продолжалось, к счастью, недолго. На помощь пришли люди. Они подлечили раны, отогрели душу, определили в школу для слепых детей в далекий город Куйбышев. Там среди таких же мальчишек и девчонок Миша быстрее стал обретать себя в новом своем состоянии. Боль утраты постепенно притупляется.

Все чаще возникает чувство радости. Потом, в самой глубине сердца, снова зарождается песня, начинают слагаться стихи. Память услужливо воссоздает яркие впечатления, образы, картины, «цвета и формы», собранные про запас в далеком теперь уже детстве. Освоив систему Брайля, Миша много читает, расширяя и углубляя знания, получаемые в классе, и сочиняет стихи.

Домой, после окончания школы, он привозит несколько тетрадей своих стихов. Но, повзрослев, он видит несовершенство, незрелость своих опусов и однажды в порыве отчаяния сжигает все тетради. Однако он ошибся: тетради сгорели, а стихи остались - старые в памяти, как живые шевелились внутри, не давали покоя, требовали выхода. И Михаил понимает, что без поэзии ему нет жизни, но, чтобы сочинять хорошие стихи, стать поэтом, надо учиться и учиться. Перед ним со всей силой и убедительностью встает пример Николая Островского. Работая на одном из подмосковных предприятий для слепых, он упорно готовится к поступлению в институт. Много читает, как губка впитывает знания. Упорство и труд приносят свои плоды. В 1935 году Михаил Суворов успешно сдает вступительные экзамены в Калининский государственный педагогический институт и становится студентом историко-филологического факультета. Так судьба привела его в наш город, с которым будет связана вся дальнейшая его жизнь.

Учится будущий поэт легко, свободно, даже с удовольствием. Обладая общительным и отзывчивым характером, быстро входит в студенческую среду, обретает новых друзей. И пишет. Пишет стихи. Сочиняет ночами, бегая по длинным коридорам студенческого общежития. Выступает на институтских вечерах, в школах перед старшеклассниками, в рабочих клубах. Публикует свои стихи в студенческой печати, в молодежной газете «Смена», в «Калининской правде». Имя молодого поэта Михаила Суворова становится известным в городе и области. В 1958 году Михаил Иванович Суворов заканчивает институт и приступает к педагогической деятельности в качестве заведующего и преподавателя русского языка, литературы и истории на учебно-консультационном пункте очно-заочной ленинградской средней школы слепых при Калининском учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. В этом же году выходит в свет первый сборник его стихов «Верность». Затем выходят новые книги: «Счастье» и «Зеленая ветка». Пришел успех, награда за многолетний труд, за бесчисленные бессонные ночи, но самое главное - пришла уверенность, что жизнь не такая уж плохая штука, что, даже, будучи слепым, можно жить полнокровной жизнью, приносить пользу не только обществу, но и дарить людям радость.

Сборники были изданы Калининским книжным издательством, однако поэт не замкнулся на Верхневолжье, а его книжки получили признание и хорошую оценку в Москве и других городах и областях России. Б.Н.Полевой, считая себя калининцем, внимательно следил за появлением каждого нового литературного таланта в родном краю. Он рекомендовал Союзу писателей СССР принять Михаила Суворова в свои ряды. Это была высокая оценка! Еще рекомендации дали Дементьев и Попов. И в 1961 году новый поэт был принят в Союз писателей.

Работа учителем отнимала много времени и сил, но дисциплинировала, заставляла трудиться с полной отдачей. Сорок лет отдал Михаил Иванович педагогической деятельности. Сколько учеников прошло за это время через его сердце - и взрослых, и детей! И в каждом он оставил часть своей души, своих знаний, своей веры в доброе, светлое начало жизни на земле. Думается, что каждый ученик вынес из школы не только знания, но и чувство благодарности к учителям и, прежде всего, к М.И.Суворову. За плодотворную педагогическую работу в 1997 году М.И.Суворову было присвоено звание «Заслуженный учитель России». А поэзия? Поэзия шла своим путем, поднимая поэта все выше и выше. Его работоспособности можно было только поражаться. Днем - школа, выступления перед читателями, работа с начинающими поэтами; ночью - стихи. Сочиняет, шлифует, бьется над каждой строкой, над каждым словом. И все на память. Это уже потом записывает или диктует сложившееся стихотворение.

После выхода первых трех сборников был некоторый перерыв. За это время поэт многое переосмыслил, набрался жизненного опыта, обрел свой поэтический стиль. Его стихи повзрослели и шагнули от юношеской восторженности к лирике философского созерцания, к лирике логического мышления. Первым таким сборником, где уже заметен перелом, был «Капли зари». А в следующих книжках: «Стоимость солнца», «Ромашковый омут», «Белая теплынь», «Бинокли памяти» - это новое направление в творчестве поэта встало во весь рост, его талант засветился всеми гранями, всеми оттенками цвета. Тематика стихотворений самая разнообразная - от таинства любви до размышлений о человеке вообще, о его месте и роли в природе, о его добром и пагубном воздействии на человечество и природную среду в целом. Много стихов историко-культурного содержания: от древней мифологии до современности. Большое место отведено темам войны и мира, экологии. Но все это сливается в одно большое, горячее чувство любви к родине, к России.

В последние годы талант поэта переживал какой-то удивительный подъем, свидетельство тому шесть сборников. И каких! «Песня разлук», «Длится осень», «Медленная мята», «Предчувствие» и две книжки для детей: «Голоса леса» и «Речка у крылечка». Возможно, предчувствие близкого конца подстегивало поэта, и он хотел как можно больше оставить нам, своим читателям, своим друзьям.

Ушел поэт 19 июня 1998 года. Остановилось уставшее сердце. Ушел, оставив нам свою душу - свечу, горящую тихо и ласково в его стихах. Ушел, завещая нам свою любовь к России, веру в доброе и светлое начало жизни.

 

Пусть буду я всего свечой,

Но я кому-то тьму развею...