"В Тверской области внедряют программы профессионального образования инвалидов": Областная газета «Тверская Жизнь» Выпуск № 51 30 июня 2018 года

В Тверской области внедряют программы профессионального образования инвалидов

На этой неделе Президент Владимир Путин подписал закон, расширяющий права наших юных сограждан с ограниченными возможностями здоровья. Теперь они наравне со всеми могут подать заявку сразу в несколько вузов. А еще ребятам с ОВЗ и инвалидностью I и II групп предоставлено право на внеконкурсный прием по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе – в пределах установленной квоты, а также при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Принтер Брайля, ученая мышь и язык жеста

Этот закон затрагивает немало тверских семей. Детей-инвалидов у нас 4300; с ОВЗ, но без «группы» – еще больше. И у тех, кто может (и хочет) учиться, появляется больше шансов получить хорошее профессиональное образование, интересную и достойно оплачиваемую работу. Это еще раз доказывает: обучению и трудоустройству инвалидов сегодня придается очень большое значение.

Каждая законодательная новация имеет не только гуманитарное, но и прагматичное содержание. Кадровый дефицит обостряется, а ребята с физическими ограничениями зачастую обладают отличными интеллектуальными способностями. Юные инвалиды и молодежь с ОВЗ – это дополнительный ресурс, который давно пора задействовать. Им просто нужно немножко помочь, создать условия, и тогда регион получит сотни
(а возможно, и тысячи) хороших специалистов. А еще надо их самих убедить в целесообразности и возможности как обучения, так и трудоустройства, и это порой бывает достаточно сложно. Но вот один из лучших дизайнеров, которых я знаю, на клавиатуре действует одной рукой – второй у него нет. И дай Бог всем работать так же быстро и качественно.

По порядку рассчитайся

В минувшем году в общеобразовательных школах у нас учились более 2,1 тыс. детей с инвалидностью и ОВЗ. Из них свыше 740 – в коррекционных
(о вузах в отношении этой категории говорить не приходится, однако освоить профессию, получить трудовые навыки большинству вполне по силам). Еще около 1400 наших юных земляков, в том числе около 700 детей-инвалидов, обучаются на дому индивидуально. Согласитесь, вместе они составили бы персонал крупного предприятия!

Итак, со школами мы разобрались, а теперь выберем профессию и пойдем учиться дальше.

В организациях среднего профессионального образования в прошлом учебном году насчитывалось 523 студента с ОВЗ и 77 инвалидов. В вузах учились 87 инвалидов. Вместе это неполных семь сотен. Из них 244 студента вузов и колледжей уже защитили свои дипломы. Сейчас гранит науки в учреждениях среднего профессионального образования усердно грызут 428 ребят с ОВЗ и «группой» – это 2,9% от общего числа студентов.
Рискуя утомить читателя обилием цифр, хочу показать: за последние годы в регионе сделано очень многое, чтобы профессиональная школа для таких ребят стала доступна. Более того, достаточно комфортна как психологически, так и по бытовым условиям.
Почему же далеко не все юные инвалиды, успешно окончившие хотя бы 9 классов, продолжают обучение – пусть не в колледже, так в лицее? С синусами-косинусами, образом Обломова и законом Ома ребята худо-бедно справлялись. А дальше-то что?

А ведь в регионе активно внедряются программы по обучению и трудоустройству инвалидов. И инфраструктура по программе «Доступная среда» появляется не только в областной столице, но и в других населенных пунктах (да, пока еще не повсеместно, но представлена все шире). Все вместе это позволяет инвалиду адаптироваться к активной жизни. Так почему же на пороге профессиональной школы начинается торможение?
Динамика интеграции инвалидов в полноценную жизнь растет, и весьма существенно. Президент продлил программу «Доступная среда» до 2025 года, и это весьма показательно. Однако давайте посмотрим, что у нас уже сделано, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли получить профессиональное образование.

Зачет по скайпу

Программа «Доступная среда» у нас реализуется с 2011 года. В ней задействованы такие уважаемые учебные заведения, как Тверской колледж им. А.Н. Коняева, политехнический и педагогический колледжи, а также колледж сервиса и туризма. Представлены в программе и учреждения в районах – Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева, Кувшиновский техникум. Число участников пополнит Ржевский колледж. В 2016 году на базе Торжокского педагогического колледжа им Ф.В. Бадюлина создана базовая организация, обеспечивающая поддержку систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. В текущем году продолжается работа по ее оснащению.
Ребята могут освоить 17 профессий и специальностей по очной форме обучения. Им обеспечено 400 ученических мест, при этом 40 мест оборудовано в общежитиях с учетом особых потребностей. Апробировано инклюзивное обучение.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечить условия для полноценного, качественного и конкурентоспособного образования, независимо от физических возможностей. Так, дистанционное обучение строится по двум направлениям – подключением к кабинету, в котором происходит образовательный процесс, и посредством веб-сайта с размещенными на нем методическими материалами, лекциями, практическими занятиями, лабораторными работами и пр.

В процессе обучения широко используются электронная почта, скайп, общение в социальных сетях. Студенты могут защищать свои проекты, участвовать в конференциях и семинарах, используя эти ресурсы.

Сегодня в учебных заведениях применяют технологии, которые позволяют людям с достаточно серьезными функциональными нарушениями активно участвовать в учебном процессе. Например, слепые могут воспринимать информацию посредством слуха, есть возможность голосового управления. Слабовидящие могут использовать специальное программное обеспечение для увеличения шрифта и зон экрана, электронные лупы, подбирать необходимую яркость и контрастность изображений.

Наверное, немногие знают, что такое принтер Брайля. Он выводит текстовую и графическую информацию в виде рельефно-точечных символов – по системе Брайля. На таком принтере можно распечатать в виде брайлевского документа любой текст.
А ребята с нарушением двигательной функции рук могут воспользоваться трекпадом – это такая «ученая» мышь, адаптированная к самому слабому нажатию…

К услугам слабослышащих студентов беспроводная вспомогательная акустическая система (индукционная петля). А в Тверском колледже сервиса и туризма (мы его непременно посетим – опыт здесь накоплен уникальный) один из студентов разработал систему, преобразовывающую речь в язык жестов…

Ключ от незапертой двери

Казалось бы, есть резон поскорее выучиться и приступить к работе. Так почему же не все молодые инвалиды спешат это сделать? Почему они медлят у двери, за которой открывается огромный, многообразный, потрясающе интересный мир? Да, еще лет 10 назад им было бы очень сложно найти в нем себе достойное место. Но времена изменились, и та дверь уже открыта. Может, просто не все это заметили?

Или кто-то боится не устроиться на работу? Заверяю вас: минобразования и Главное управление по труду и занятости населения Тверской области это жестко отслеживают, и в центры занятости на местах заблаговременно поступает информация обо всех выпускниках-инвалидах. С каждым из них устанавливается контакт, и вопрос трудоустройства решается.

В последние годы работа по квотированию рабочих мест для инвалидов (в том числе в государственных и муниципальных организациях) заметно активизировалась; этот вопрос находится под личным контролем руководителей исполнительных органов власти и глав муниципальных образований. В этом году заквотированы 2,6 тыс. рабочих мест – это 106% к уровню прошлого года. Из них пока заняты 2 тыс. мест.

А в целом, по статистике, у нас трудоустраивается по специальности почти 81% молодых инвалидов, получивших среднее профессиональное образование, и 67% – окончивших вузы. Да, кто-то в течение трех месяцев, а кому-то требуется полгода и больше. Но ведь и вполне здоровые выпускники, бывает, тоже не сразу находят работу.

Не будем закрывать глаза на проблемы с передвижением (но чем больше будет востребован соответствующий общественный транспорт, тем больше таких автобусов появится на наших улицах). И на неудобные стулья, некомфортные туалеты, пандусы под неправильным углом и «позабытые» ступеньки в холлах некоторых учреждений, которые проглядели глаза прокурора. Не будем лукавить, все это, конечно, еще есть. Но многие трудности можно преодолеть при желании работать, общаться с людьми, интегрироваться в общество, приносить пользу, наконец, просто жить полноценно, ярко и интересно.

Прямая речь


Люди с ограниченными возможностями здоровья вносят существенный вклад в развитие экономики, нау­ки, культуры, участвуют в общественной, политической жизни, добиваются потрясающих результатов в спорте, побеждают на престижных международных соревнованиях. И, как я уже говорил, своим примером во всех этих сферах, во всех этих областях показывают нам, чего может добиться любой человек.

Владимир Путин
5 декабря 2017 года,
встреча в РГСАИ

 

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА

 

Областная газета «Тверская  Жизнь» Выпуск № 51 30 июня 2018 года