Биография Валентина Гаюи

 

Валентин Гаюи родился во Франции в деревне Сен-Жюст (близ города Амьен) 13 ноября 1745 года в семье бедного французского крестьянина-ткача.

 

У мальчика отмечался необычайный интерес к иностранным языкам, и это определило выбор его жизненного пути. Валентин, несмотря на все финансовые и социальные трудности, сумел получить в столице высшее образование и даже получил должность переводчика в МИДе. Помимо живых европейских языков, Гаюи владел латынью, греческим, древнееврейским, читает на нескольких восточных языках. Обретя стабильный источник доходов, Валентин женится, и у него рождаются дочь, а затем сын. Молодому человеку предрекают блестящую карьеру чиновника в министерстве иностранных дел Франции.

В 1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своем - же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых — «унциала».

Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.

Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. Российский император Александр I в 1803 году направил Валентину предложение создать в тогдашней столице России городе Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения, которое педагог принял и в сентябре 1806 года прибыл в Петербург.

Гаюи предполагал  провести в   России только один год. Он планировал подготовить  преподавателей и обучить 50 слепых детей. Валентин Гаюи привез из  Парижа специальное оборудование для обучения слепых: рельефные глобусы, географические карты, приборы для занятий ремеслами, ноты, а также  типографские станки для печатания рельефных книг.  Гаюи отправился в путь вместе с женой, 13 летним сыном Жюстом и незрячим учеником Шарлем Фурнье, которого предполагал сделать своим ассистентом. В сентябре 1806 года Гаюи прибыл в Петербург. Ему уже 61 год, но он полон надежд. Сразу по прибытии в Петербург Гаюи начинает испытывать материальные трудности. После неоднократных прошений, министр Просвещения выделяет ему незначительные средства. Очень медленно идет организация нового института. Не сложились отношения и с предполагаемым приемником дела Гаюи в России  - титулярным советником Бушуевым, который мало знаком с приемами обучения и воспитания незрячих.  К Гаюи  приходят для оказания помощи в деле организации практики обучения слепых добровольцы - учителя, проникшиеся его идеей и желавшие посвятить свою жизнь благородному делу обучения слепых. Студент педагогического института Галич берется обучать слепых чтению, письму, грамматике. Французский эмигрант, принявший русское подданство, Луэ готов преподавать слепым музыку.

Итак, учителя есть, но нет списков слепых детей. Из канцелярии министерства просвещения Гаюи получил ответ: в России нет слепых детей. Ошеломленному Гаюи пришлось самому искать будущих учеников, которых он встречает в большом количестве в богадельне близ Смольного.  Он готов не только учить их, но и кормить завтраком и обедом за свой счет.  Осенью 1807 года Александр I утвердил штат института, но только на 15 человек. Условия быта и занятия в институте оставляли желать лучшего, но ничто не могло помешать стремлению учеников осваивать грамоту и ремесла. Ревизия, с пристрастием проведенная летом 1808 года  отмечала, что слепые воспитанники обучены чтению, письму, истории, географии, языкам, печатанию, музыке, пению и разным ремеслам - плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу.

По уставу в учебное заведение принимали только лиц мужского пола. Но среди учеников Гаюи были и женщины.  Анну Тимофеевну Измайлову, слепую помещицу 49 лет, которая приехала в Петербург из Валдайского уезда Новгородской губернии вместе с сопровождавшей ее дворовой девушкой Дарьей,  Гаюи принимает  в своем доме. Через 8 дней Анна Тимофеевна уже могла набрать рельефную книгу под его диктовку. Свидетельство о добрых делах русской незрячей ученицы Валентина Гаюи хранится в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых. Это напечатанная в 1825 году книга «Правило честному и животворящему Кресту Христову».

В 1817 году, незадолго до отъезда из России, В. Гаюи издает брошюру «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». Этот краткий очерк как бы суммирует результаты его трудов в области воспитания слепых. В.Гаюи четко формулирует цели и задачи основанных им Институтов слепых тружеников, которые сводятся  к следующим положениям:

1. Необходимо дать возможность всем слепым заниматься трудом, избавив их от опасного и тяжелого бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и пороков.

2. Должно занимать слепых порознь или сообща работами, полезными для общества и для них самих.

3. Бедным среди слепых следует доставить источник заработка, спасающий их от прошения милостыни и от нищеты.

4. Необходимо возвратить обществу праздные, но здоровые руки поводырей, существующих на счет благотворительности.

5. Надо дать возможность слепым заниматься наукой, литературой, искусствами, достигая этих целей при помощи специальных учебных пособий и рельефных книг.

6. Никогда не следует упускать из виду, что потерявший зрение имеет право на утешение, которое ему необходимо доставлять всеми средствами, выработанными в области образования слепых.

7. Деятельность слепых следует приводить как пример всем, имеющим склонность к лени. Они должны служить примером соревнования для зрячей молодежи.
Эти идеи, вдохновлявшие Валентина Гаюи всю жизнь, звучат современно и злободневно и сегодня. Валентином Гаюи  в возрасте 72 лет в 1817 году  покинул Петербург, увозя с собой орден Владимира 4-й степени «За ревностное усердие», которым при его отставке наградил  император Александр I.  Во Франции он прожил  вместе со своей дочерью еще 5 лет в доме старшего брата Рене Жюста. В Париже создатель первых учебных заведений для слепых был забыт и не нашел достойного приема. Трагическое положение престарелого тифлопедагога усугублялось и тем, что он полностью лишился зрения.
После отъезда Гаюи из России в 1819 году  основанный им Институт был передан в ведение Императорского человеколюбивого общества и утратил свое значение как учебное заведение.

19 марта 1822 года Валентин Гаюи скончался. Гранитный памятник на его могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез был поставлен на средства, собранные слепыми ремесленниками и музыкантами.
Заслуги его в воспитании слепых увековечены через полвека - 10 августа 1861 года установлен памятник перед Национальным институтом слепых в Париже, в котором запечатлен облик Валентина Гаюи и первого его ученика Франсуа Лезюэра.

В родном городе братьев Гаюи Сен-Жюсте в 1903 году также установлен бронзовый памятник: Валентин сидит, ласково привлекая к себе слепого нищего мальчика, а рядом стоит Рене Жюст, который как бы объясняет людям тайны строения кристаллов:  в его руке -  кристалл исландского шпата. 
Но самым важным памятником Валентину Гаюи является то, что во всем мире были подхвачены его идеи,  не потерявшие своей значимости до сегодняшнего дня.